Использование тяговых гелевых и AGM аккумуляторов.

При выборе необслуживаемых (гелевых или AGM) батарей, предназначенных для работы в циклическом режиме, следует учитывать величину принимаемого тока (ёмкость батареи, выраженная в ампер*часах), а также доступное место для установки АКБ. Кроме того, следует помнить, что выгоднее использовать аккумуляторы емкостью больше требуемого минимума и не разряжать их слишком глубоко. Рекомендуемая глубина разряда — до 60-70% ёмкости батареи, т.е. до напряжения 11,0-11,5В для 12-ти вольтовой батареи. В этом случае срок службы батареи значительно увеличивается. Разница в цене между меньшим и большим аккумулятором невелика, а ресурс может значительно вырасти, возможно даже в несколько раз.

Циклический режим — аккумулятор является основным источником питания устройства и после разрядки отключается от нагрузки и перезаряжается.

Разряд аккумулятора ниже 9,6 В (для аккумуляторов 12 В) ведёт к необратимым изменениям внутри аккумулятора. В таком случае АКБ потеряет значительную часть своей емкости, а вы потеряете гарантию на изделие. Современная техника на электрической тяге уже снабжена контроллерами, которые отключают энергопотребление по достижении 80% разряда (10,5 В для аккумуляторов 12 В). Но если такой защиты нет, то необходимо использовать индикатор заряда и следить за его уровнем.

Примерное время автономной работы батареи можно рассчитать по формулеh = ((Ач x В) / Вт) / К

ч — рабочее время в часах
Ач — емкость аккумулятора
V — напряжение аккумулятора
Вт — мощность, потребляемая устройством
К — коэффициент разряда АКБ (например, 1,5 — для 50% разряда)

Перед использованием аккумулятора (после покупки) всегда стоит провести предварительный заряд АКБ, что обеспечит 100% заряд перед использованием и выравнивание напряжения на отдельных элементах. Цель предварительного заряда — компенсировать саморазряд батареи и привести ее в полную «боевую» готовность. Рекомендуемое напряжение предварительной зарядки составляет 2,25–2,30 В на элемент, то есть 13,5–13,8 В для аккумуляторов 12 В (при 20 °C) . Это необходимо сделать, потому что батареи саморазряжаются, и от производства до установки батареи для использования может пройти некоторое время.
При использовании аккумулятора помните о температуре, при которой он будет использоваться. Номинальная рабочая температура гелевых аккумуляторов составляет 20 °С. Работа при повышенной температуре сокращает срок их службы. Это означает, что батарея, работающая, например, при 33 °C, сохранит только 50% расчетного срока службы. Поэтому размещайте батарею подальше от устройств, которые являются источником тепла (например, трансформатора, радиатора), сохраняйте расстояние не менее 1,5 см вокруг батареи и используйте устройства с вентиляционными отверстиями в корпусе для обеспечения свободной циркуляции воздуха.
С другой стороны, работа при низких температурах приводит к снижению их емкости, и об этом следует помнить при выборе емкости аккумуляторов с соответствующим запасом. При 0 °C доступно около 85%, а при минус 10 °C и минус 20 °C — 75% и 65% от номинальной емкости соответственно.

При использовании аккумулятора не откладывайте зарядку после того, как он разрядился. Лучше сделать это в течение 24 часов. Хранение аккумулятора в разряженном состоянии может значительно сократить срок его службы.
При зарядке аккумулятора соблюдайте основные правила:

  • конечное напряжение зарядки не должно превышать 15В,
  • максимальный зарядный ток не должен превышать 0,2С. (где C — емкость аккумулятора)

Минимальный зарядный ток составляет 0,1C, где C — емкость аккумулятора. При малых токах (<0,1C) новая батарея будет медленно заряжаться, а в старой, изношенной, тот же ток не покроет даже потерь на саморазряд. Для зарядки аккумуляторов стоит использовать автоматические зарядные устройства , которые после того, как аккумулятор достигает 100% заряда, отключают зарядное устройство, а сам заряд проводят в несколько этапов для максимального восстановления батареи.
Хранить аккумулятор в течение длительного периода  следует заряженным, желательно, в закрытом помещении, в сухом и прохладном месте. Удалите грязь и скопившуюся пыль сухой тканью или кистью. Проверяйте состояние аккумулятора один раз в месяц и заряжайте его каждые три месяца. Хранение аккумулятора таким образом позволит нам дольше сохранять его работоспособность и держать его в постоянной готовности к работе.